Jumbo rolls production

ru

(495) 792-24-68

В Москве состоялась конференци «ПОЛИМЕРНЫЕ ПЛЕНКИ 2013»

INVENTRA, входящая в группу CREON, провела восьмую международную конференцию «Полимерные пленки» в Москве 17 июня 2013 г. Спонсором мероприятия выступила компания «Центрополимер», партнером – Bruckner Maschinenbau.

За последние годы произошли заметные изменения в структуре российского рынка полимерных пленок. Лидирующие позиции заняла гибкая упаковка, предназначенная для товаров повседневного спроса. Наметилась тенденция на объединение пленочников с печатниками. Однако, как отметил в приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов, не все игроки рынка положительно смотрят на перспективу такой интеграции. Каких позиций придерживаются производители пленок, а каких конвертеры, участники пытались выяснить в рамках конференции.

По оценкам экспертов, в 2012 г. объем российского рынка полимерных пленок достиг 1,35 млн т, из них полиэтиленовые – 960 тыс. т (71%), поливинилхлоридные и полипропиленовые приблизительно по 150 тыс. т каждая, отметила директор департамента аналитики компании INVENTRA Лола Огрель, которая более подробно остановилась на сегменте ПВХ пленок. По ее словам, из-за кризиса часть российских предприятий прекратила выпуск ПВХ-пленки, и на рынке стала превалировать импортная продукция. Отечественное производство по итогам 2012 г. сократилось на 23% по отношению к 2007 г., составив 35 тыс. т, из них менее 15 тыс. т – пластифицированные пленки. Ведущими производителями являлись ДПО «Пластик» и «Клекнер Пентапласт Рус». Доля импорта в потреблении ПВХ пленок в последние годы демонстрировала восходящий тренд и в 2012 г. превысила 78%. Главным образом ввозилась продукция китайского (48%), немецкого (11%) и южнокорейского (8%) производства. В то же время было отмечено, что по стоимости немецкая пленка обходится вдвое дороже китайской: порядка 4,63 долл./кг против 2,11 долл./кг. Между тем немецкое качество оставалось высоко востребованным в таких областях использования пленки, как отделка оконных профилей, пищевая и фармацевтическая упаковки. В целом в 2012 г. основными сферами потребления оставались пищевая и техническая упаковки, пленки для мебели и производства натяжных потолков.

В сегменте полипропиленовых пленок основной объем приходится на биаксиально-ориентированные пленки (ВОРР), порядка 124 тыс. т. Емкость рынка неориентированных пленок (СРР) не превышает 22 тыс. т. По словам Ильи Папуши, директора по маркетингу и продажам «Биаксплена», рынок ВОРР остается пока немного дефицитным, несмотря на то, что объем потребления превысил докризисный уровень. Рост рынка ВОРР составил порядка 4% по итогам 2012 г. (здесь и далее – по оценкам на основе Market Report consulting, ФТС). Отечественное производство достигло 105 тыс. т, при этом объем экспортируемой продукции увеличился до 22 тыс. т. Доля импорта находилась в пределах 35%. На сегодняшний день на рынке два российских производителя: «Биаксплен» (совокупные мощности по ВОРР которого составляют 111 тыс. т в год) и «Еврометфилмз» (25 тыс. т в год). Основными сегментами потребления ВОРР являлись пищевая упаковка для кондитерских изделий, снеков, бакалейных товаров, а также клейкие ленты и пленка для упаковки табачной продукции.

К 2015 г. производство ВОРР в России вероятно возрастет до 192 тыс. т, при этом ожидается снижение импорта с 40 до 5 тыс. т, а экспортировать придется до 58 тыс. т. Объем потребления, при уровне прироста в 5%, достигнет 141 тыс. т. «Биаксплен» планирует увеличить свои номинальные мощности по производству ВОРР на 68,5 тыс. т за счет запуска нового производства в Томске в 2013 г. и пуска новой линии в Новокуйбышевском филиале компании. Кроме того, на рынке появится новый игрок – WaterFall Pro с заводом мощностью 35 тыс. т в Ростовской области.

В 2013 г. в рамках Таможенного союза суммарное потребление ВОРР достигнет 146 тыс. т, при этом Белоруссия будет экспортировать на российский рынок порядка 6 тыс. т напечатанной пленки, а Казахстан около 2 тыс. т этой же пленки будет импортировать из России.

В настоящее время доля отечественных конвертеров на российском рынке занимает 90% (остальные – мультинациональные компании), в то время как рынок продуктов питания на 80% в руках иностранцев. В соответствии с мировым опытом доля российских компаний-потребителей упаковки со временем должна возрасти. На нашем рынке потребители упаковки еще не принимают участия в жизни конвертера в отличие от западных стран, где закупщики в силу долгосрочных дружеских отношений заинтересованы в благополучии и развитии предприятия, которое наносит печать на упаковку для их продукции. В России пока практикуется проведение тендеров, которые нередко приводят к тому, что заказы не окупают материальных затрат. Сложившаяся ситуация не позволяет конвертерам получить прибыль, которая позволила бы обновлять оборудование по запросам рынка. Говоря о конвертинге, г-н Папуша отметил, что их предприятие не планирует участвовать в интеграции, но в то же время будет продолжать взаимодействовать с печатниками. «Биаксплен» старается не терять связь с печатными компаниями и в сотрудничестве с другими мультинациональными компаниями проводит совместные переговоры в целях построения прозрачных и долгосрочных отношений в системе «производитель пленки – конвертер – конечный потребитель».